Итак, с 1 января 2012 года вступил в силу Закон № 223-ФЗ устанавливающий общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке следующими юридическими лицами:
- государственными корпорациями;
- государственными компаниями;
- субъектами естественных монополий;
- организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, утилизации ТБО;
- государственными унитарными предприятиями;
- муниципальными унитарными предприятиями;
- автономными учреждениями;
- хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;
- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.
Далее по тексту вышеперечисленные организации будут указаны как заказчики.
Положения Закона № 223-ФЗ устанавливают обязанность заказчиков разработать и утвердить документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, далее - Положение о закупках.
В случае если в течение трех месяцев, со дня вступления в силу Закона № 223-ФЗ, заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5-8 статьи 8 Закона № 223-ФЗ) не разместил в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ, утвержденное Положение о закупке, заказчик при закупке должен будет руководствоваться положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" до дня размещения утвержденного Положения о закупке.
Таким образом, заказчик сам заинтересован в скорейшей разработке, утверждении и размещении Положения о закупках.
Закон № 223-ФЗ устанавливает ряд обязательных требований к содержанию Положения о закупках.
Так, согласно части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора. Кроме того, согласно части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Таким образом, Закон № 223-ФЗ предусматривает как минимум три способа закупки - открытый конкурс, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме.
В то же время, частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что в Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, Закон № 223-ФЗ предусматривает возможность заказчика осуществлять выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) любым, даже самым экзотическим способом (двухэтапным конкурсом, конкурентными переговорами, запросом котировок, у единственного источника и т.д.). Единственное требование, которое установлено Законом № 223-ФЗ, это наличие в Положение о закупках четко сформулированных требований к данному виду закупки, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.
Более четко в Законе № 223-ФЗ сформулированы требования, предъявляемые к информационному обеспечению закупок. Так частью 5 Статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом № 223-ФЗ и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
При этом, согласно части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке обязательно должны быть указаны следующие сведения:
- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Кроме того, согласно части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе:
- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
- место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
- форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
- порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
- формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Закон № 223-ФЗ также регламентирует сроки размещения на официальном сайте изменений, вносимых в извещение о закупке, документацию о закупке, а также разъяснений положений документации, которые размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений или предоставления указанных разъяснений. Следует отметить, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Хотелось бы предложить заказчику при разработке Положения о закупках, придерживаться следующей последовательности:
Глава 1. Общие положения
В данной главе заказчику необходимо отразить основные цели и принципы размещения заказа, дать определение используемых в Положение о закупках терминов, описать общие требования к участникам размещения заказа и т.д.
Глава 2. Размещение заказа путем проведения открытого конкурса
В данной главе заказчику необходимо четко сформулировать требования к данному виду закупки, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров, в частности можно указать:
- какую информацию должно содержать извещение о проведении открытого конкурса;
- какую информацию должна содержать конкурсная документация;
- порядок предоставления конкурсной документации, а также разъяснение положений конкурсной документации и внесение в нее изменений;
- порядок подачи заявок на участие в конкурсе;
- порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
- порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
- порядок оценки и сопоставление заявок на участие в конкурсе;
- порядок заключение контракта по результатам проведения конкурса.
Глава 3. Размещение заказа путем проведения открытого аукциона
В данной главе заказчику необходимо четко сформулировать требования к данному виду закупки, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров, в частности можно указать:
- какую информацию должно содержать извещение о проведении открытого аукциона;
- какую информацию должна содержать документация об аукционе;
- порядок предоставления документации об аукционе, а также разъяснение положений такой документации и внесение в нее изменений;
- порядок подачи заявок на участие в аукционе;
- порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе;
- порядок проведения аукциона и определения победителя;
- порядок заключение контракта по результатам проведения аукциона.
Глава 4. Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме
В данной главе заказчику необходимо четко сформулировать требования к данному виду закупки, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров, в частности можно указать:
- какую информацию должно содержать извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме;
- какую информацию должна содержать документация об аукционе в электронной форме;
- порядок предоставления документации об аукционе в электронной форме, а также разъяснение положений такой документации и внесение в нее изменений;
- порядок подачи заявок на участие в аукционе;
- порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе;
- порядок проведения аукциона и определения победителя;
- порядок заключение контракта по результатам проведения аукциона.
Глава 5. Размещение заказа путем проведения "других способов закупки"
В данной главе заказчику необходимо четко сформулировать требования к данному виду закупки, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.
Учитывая, что Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в выборе способов размещения заказов, заказчик под "другими способами закупки" может указать любые приемлемые для него способы размещения заказа, в частности:
- многоэтапный конкурс (открытый, закрытый);
- конкурентные переговоры;
- запрос предложений;
- запрос цен;
- закупки у единственного источника;
- закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.
В заключение следует отметить, что согласно части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке утверждается:
- высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
- руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
- наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
- советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;
- общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью.
Конечно, очень хорошо если кому то данная статься будет полезна, в любом случае наши Клиенты и наши потенциальные Клиенты всегда могут обратиться в ООО ГЕРОНТ и наши специалисты дадут консультацию по данному вопросу, разработают новое Положение о закупках либо подготовят проект с изменениями в уже утвержденное и действующее Положение.