Анализ работы с нашими
Клиентами обозначил одну из проблемных сфер их деятельности, по которой чаще
всего в последнее время обращений за консультациями и разъяснениями. В связи с
чем, данный вопрос не мог не найти своего отражения на сайте ООО ГЕРОНТ.
Для многих крупнейших
заказчиков конец 2011 г. ознаменовался подготовкой к вступлению в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) и
началась разработка, согласование и утверждение необходимого во исполнение
Закона № 223-ФЗ локального нормативного акта - Положения о закупке. Но не
все успели подготовиться к исполнению нового Закона, а значит, были вынуждены
руководствоваться Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд» - который не отвечает всем требованиям и условиям,
необходимым для осуществления нормальной деятельности предприятий, учреждений и
организаций. Иные разработали свои Положения о закупках, но в силу отсутствия
опыта и практики применения законодательства о закупках в качестве заказчиков,
утвердили свои Положения в той редакции, которая так же не отвечала заявленным
требованиям.
Далее, в рамках практической реализации Закона № 223-ФЗ выявились отдельные не вполне однозначные для применения нормы.
Причем в зависимости от организационной структуры и подходов к управлению
закупками, восприятие норм разными заказчиками оказывается различным. Исходя из
опыта поддержки ряда наших Клиентов в разработке Положения о закупке, на
сегодняшний момент можно говорить о том, что обобщенное понимание перечня норм,
вызывающих те или иные ключевые проблемы, вполне сложилось. Все проблемы
озвучить достаточно сложно, но в какой то части, наиболее часто встречающейся,
более чем возможно.
Так, в ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ устанавливаются требования к содержанию Положения о закупке, а в ч.3 этой же статьи перечисляется кем принимается данное Положение. Можно сделать
вывод о том, что каждая компания должна самостоятельно разработать и утвердить
такое Положение. Однако для холдинговых структур зачастую более эффективным
управленческим решением является разработка типового единого Положения о
закупке (Стандарта), с присоединением к нему управляемых компаний, вместо
трудоемкого контроля за текстами индивидуальных Положений о закупке в каждом из
дочерних и управляемых обществ. Более того, в случае присоединения к документу
головной компании, при изменении "базового" Положения о закупке
внесенные корректировки автоматически начинают действовать во всех обществах,
которые к нему присоединились. Тогда как при индивидуальном утверждении
Положений в каждом ДЗО пришлось бы вносить отдельные изменения в каждое такое
Положение.
В связи с этим уже сегодня сформировалось мнение о
необходимости дополнить первый абзац ч.3 ст.2 словами, о том что Положение о закупке утверждается "как самостоятельный
документ, либо путем принятия решения о присоединении к типовому
(ведомственному, корпоративному) Положению". Одновременно подобная норма
позволит профильным ведомствам (министерствам, агентствам) разработать типовые
отраслевые Положения, к которым заказчикам будет достаточно присоединиться.
Далее в п.1-5 ч.3 ст.2 перечисляются ситуации утверждения Положения о закупке и устанавливаются
органы, на которые возлагается функция по утверждению Положения. Вместе с тем,
данный перечень охватывает не все возможные ситуации. Например, в акционерном
обществе с числом акционеров менее 50 коллегиальный исполнительный орган может
отсутствовать (ч.1 ст.69 Федерального закона "Об акционерных
обществах"). Или, например, дочерним хозяйственным обществом может быть не
только ОАО, ЗАО или ООО, но также и общество с дополнительной ответственностью
(ч.3 ст.66 ГК РФ). В связи с этим напрашивается данную часть
дополнить п. 6 следующего содержания: "в иных случаях - коллегиальным
исполнительным органом заказчика, а при отсутствии такого органа - единоличным
исполнительным органом заказчика".
Таких проблемных и создающих трудности в право-применении
моментов, Закон № 223-ФЗ содержит великое множество. Но, не смотря на это,
хочется пожелать всем только позитивных законодательных изменений, как в части
Федеральной Контрактной Системы, так и в части Федерального закона от
18.11.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц". А всем
подпадающим под Закон N 223-ФЗ заказчикам - еще и дополнительно помнить,
что с момента вступления Закона в силу и до момента утверждения заказчиком
своего собственного Положения о закупке, нельзя для проведения закупок
применять ничего, кроме конкурсов и аукционов, как бы это ни казалось
казуистичным (см. п.1 ч.9 ст.4 Закона N 223-ФЗ)!
В связи с этим, на нашем
сайте, в разделе «Полезные статьи» появилась статья «Положение о закупках по Закону
N 223-ФЗ». В данной
статье хотелось бы дать какой-то минимальный, но структурированный и в
доступной форме, объем информации необходимой для того что бы понять - как
должно выглядеть Ваше Положение о закупках, что должно в него войти и как
описаны те или иные правовые моменты. Конечно,
очень хорошо если кому то данная статься будет полезна, в любом случае наши
Клиенты и наши потенциальные Клиенты всегда могут обратиться в ООО ГЕРОНТ и
наши специалисты дадут консультацию по данному вопросу, разработают новое
Положение о закупках либо подготовят проект с изменениями в уже утвержденное и
действующее Положение.
|