С 1 апреля 2013 года
вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2012 № 291-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения,
теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения", а отдельные
его положения уже вступили в силу.
Данным
Законом вносятся изменения в Законы о естественных монополиях, о безопасности
гидротехнических сооружений, о газоснабжении, об электроэнергетике, об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о теплоснабжении, о водоснабжении
и водоотведении. Цель поправок - ввести механизмы долгосрочного тарифного
регулирования в области ЖКХ.
Предельные
индексы максимально и минимально возможного изменения тарифов на услуги
организаций коммунального комплекса должны утверждаться на срок не менее 3 и не
более 5 лет. Ранее они устанавливались на очередной финансовый год.
Если
решение об изменении установленных долгосрочных цен (тарифов) и (или)
параметров их госрегулирования приводит к финансовым потерям у организации ЖКХ,
то ее недополученные доходы возмещаются за счет бюджетных средств.
Вводится
обязательное использование показателей надежности и качества товаров и услуг в
сфере ЖКХ.
Правительство РФ
уполномочено устанавливать требования к инвестиционным программам организаций в
сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В
целях исполнения функций, возложенных на органы регулирования естественных
монополий, их работники вправе беспрепятственного получать информацию о
деятельности не только субъектов таких монополий, но и иных хозяйствующих
субъектов. Последние обязаны предоставить запрашиваемые сведения.
Уточняется
понятие гидротехнических сооружений.
До
1 января 2016 г. предусматривается поэтапный переход к установлению
тарифов на основе долгосрочных параметров госрегулирования. Вместе с тем, если
изучать подробно, указанный Закон, не совсем понятен этот поэтапный переход, нигде
не указываются эти самые «этапы», а вот вопросов возникает очень много. Первое,
что ставит в тупик исполнение новых норм и требований законодательства о
тарифном регулировании, это то, что нововведения предусматривают для их
исполнения большой объем подзаконных актов, которых на сегодня еще нет. Так не
приняты такие акты как методика комплексного
определения показателей технико-экономического состояния объектов, используемых
для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в том
числе показателей физического износа и энергетической эффективности указанных
объектов, и порядок осуществления мониторинга таких показателей; порядок
расчета размера возмещения организациям коммунального комплекса недополученных
доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности
организациями коммунального комплекса; основы ценообразования на основе
долгосрочных параметров регулирования и т.д. и т.п. Между тем, для многих
предприятий и организаций уже начался период регулирования, и как готовить
производственные программы, какие тарифы и как рассчитывать – не совсем
понятно.
Кроме того, по общему правилу – закон обратной силы не имеет,
вместе с тем на сегодня не известно, что будет с теми предприятиями и
организациями которые добросовестно подготовили свои производственные
программы, рассчитали тарифы и как положено направили документы в органы
регулирования (либо направят их до 1 апреля). Каким образом будут органы
регулирования рассматривать уже поданные документы, какой нормативной базой
руководствоваться при принятии решений…
И это только процедурные вопросы, их возникает еще больше при
детальном изучении самой сути нововведений Закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ. ГЕРОНТ
обязательно будет отслеживать данный вопрос и сложившуюся ситуацию, поскольку много
наших Клиентов затрагивает данный Закон, и по всей видимости уже на основании
складывающейся практики его применения и вновь принимаемых нормативных актов в
данной сфере, появится новая статья, которую мы обязательно разместим на нашем
сайте.
ГЕРОНТ будет очень рад если наши читатели выскажут
свое мнение по данному вопросу и мы всегда готовы к общему обсуждению
сложившейся ситуации.
|